Восстановить великие сражения прошлого можно нагляднее всего с помощью маленьких игрушечных человечков. И по большому счету неважно – продаются металлические воины в магазинах или нет. Многие увлеченные военной историей люди рано или поздно сами приступают к изготовлению солдатиков.
Оловянный знаменосец
Для кого-то это просто хобби, а для кого-то оно становится делом всей жизни. Начинается же все с подбора документальной информации. Необходимо знать все об одежде, снаряжении, оружии; придать фигуркам позы, соответствующее боевым приемам той или иной эпохи. Один из ведущих специалистов в области создания художественной оловянной миниатюры Андрей Рогачев расскажет, как сделать солдатика в домашних условиях.
Изготовление формы
Для снятия формы модели из пластика используются резины холодной вулканизации (такие обычно применяются в ювелирном деле для получения восковых моделей, а также в зубопротезировании). При формовке обязательно нужно определить линию разъема формы, чтобы не было замков – участок, где невозможно извлечь отливку, не повредив форму.
Изготовление формы для отливки
Следует также избегать узких и глубоких глухих участков. Если фигурка имеет широко расходящиеся полы кафтана или развевающийся плащ, следует сделать форму со специальным вкладышем.
Каналы для выхода воздуха – выпоры – можно сделать при формовке, а можно прорезать в готовой форме: при литье выяснится, где воздух препятствует заливке металла. Канал для заливки металла – литник – обычно подводят к ногам фигурки или к подставке. Высота его должна быть достаточной для создания давления (для 54-мм фигурки не менее30 мм.), чуть меньше объема скульптуры. Диаметр литника 3-10мм. Отверстие для входа металла из литника в форму должно иметь достаточную площадь, иначе металл будет заполнять форму медленно и остынет – не заполнив все полости. Если площадь отверстия по техническим причинам нельзя увеличить, необходимо заранее разогреть форму, в противном случае отливка будет некачественной.
Металл
Обычный материал для отливки оловянных солдатиков не чистое олово, а оловянно-свинцовый сплав, из олова отливают только плоских солдат и мелкие детали. Олово имеет большие объемные усадки при кристаллизации, и фигурка получит уродливые каверны. Во Франции это даже отражено в названиях фигурок — plat d’etain – плоские из олова, а объемные — soldat de plomb – свинцовые солдатики. Чем больше объем фигурки, тем больше процент свинца в сплаве. Для 54-мм лучше всего подходит ПОС – 40. (40% олова, 60% свинца). При литье фигур большого масштаба их необходимо сделать либо полыми, либо отливать из литейных смол. Добавка в сплав небольшого количества легкоплавкого висмута и кадмия улучшает жидкотекучесть металла и, соответственно, улучшает качество отливки. Присутствие сурьмы придаст отливке твердость, но одновременно добавит и хрупкость, мелкие детали будут легко отламываться. Не советую использовать технические сплавы: типографский гарт или баббит.
Оснастка
Для литья нужно не многое: тигель – керамический, металлический, сойдет консервная баночка (у нее нужно отогнуть краешек для удобства захвата плоскогубцами и выгнуть носик, чтобы металл вытекал тонкой струйкой); плоскогубцы или специальный держатель (если тигель без ручки), желательно иметь металлический поддон или противень для установки форм.
Внимание: пары свинца, висмута, кадмия токсичны! Поэтому прежде всего обеспечьте хорошую вытяжную вентиляцию.
Процесс
Половинки формы сложите, поместите между обкладками (фанера 8–12 мм.), по размеру немного больше формы и плотно стяните резиной или шнуром. Стянутую форму размещают на поддоне – удобнее поставить несколько форм.
Металл разогревается в тигле выше точки плавления – плохо прогретый металл может просто застыть в литнике. Сплав разогревается до появления желтоватой пленки (сплавы с висмутом – до светло-серой). Синяя или фиолетовая пленка показывает перегрев металла – форма быстро выгорит – потеряет прочность и эластичность.
Металл следует заливать в форму тонкой непрерывной струйкой, следя, чтобы он не перелился через край литника. При заливке по форме можно слегка постукивать, чтобы лучше выходил воздух. Внимание: не наклоняйтесь над формой – воздух может скопиться в форме и затем выбросить брызги расплава.
Процесс отливки оловянного солдата
После заливки дождитесь полного отвердения металла (если кристаллизовался металл в литнике, это не значит, что фигурка тоже затвердела).
Осторожно разгибая, разомкните форму. Возьмите щипцами за литник (если брать за саму отливку, щипцы ее повредят) и аккуратно выньте отливку.
Раскрытая форма с будущим воином внутри
Если фигурка отлилась нечетко, размыто – не отчаивайтесь и не спешите прорезать в форме новые выпоры или расширять отверстие литника: первая отливка в непрогретую форму часто получается бракованной. Можно прогреть ее заранее до 150 С.
Отделка
Отливка требует дальнейшей обработки. Обычный недостаток – облой: небольшое затекание металла в шов между частями формы. Маленьким шабером или скальпелем облой соскабливают, радиотехническими бокорезами срезают литники и выпоры, штихелем ли кончиком узкого скальпеля вычищают пузырьки воздуха в углублениях. Затем можно пройтись по швам мелкой наждачной бумагой(№ 600 – 800). Если фигурка состоит из нескольких частей, их спаивают сплавом Розе или Вуда, пользуясь маломощным паяльником. Можно склеить детали эпоксидным или цианоакрилатным клеем. Места пайки зачищают надфилем, шабером, мелкой шкуркой. Обязательно промойте фигурку с содой или щелочью – остатки флюса со временем могут разрушить металл и красочный слой. Убрать некоторую шероховатость можно почистив отливку щеточкой для замши (из тонкой латунной проволоки) или зубной щеткой с мелким абразивом (порошки для чистки посуды, зубной порошок). Не пользуйтесь полировальными пастами (ГОИ и т. п.) – микропоры на фигурке забиваются жирной грязью, фигурку очень трудно обезжирить перед покраской.
Набор инструментов мастера
И вот в результате кропотливого труда мы держим в руках настоящего оловянного солдатика, которого больше ни у кого нет. Его можно раскрасить, можно отделать под старинное серебро или просто почистить зубной щеткой и – «воин к бою готов!».
Оловянный солдатик готов к бою
Андрей Рогачев