Новости

Игровая покраска пехотинца времен Наполеоновских войн

    О всяком я уже говорил в своих статьях, о лошадях, о щитах…пришла пора поговорить о людях. А конкретнее, о солдатах времен Наполеоновских войн. Практических материалов о том, как красить эту «публику» очень мало, а на страницах нашего сайта нет вообще. Эта, моя новая статья, призвана восполнить сей досадный пробел.

    С одной стороны, покраска такого солдата не имеет принципиальных отличий в технологии от покраски солдат других исторических эпох, с другой стороны, имеются свои нюансы…Но, статья эта прежде всего практическая, поэтому перейдем от теории сразу к практике.
«Подопытным кроликом» в этот раз нам послужит фигурка Павловского гренадера в масштабе 28 мм. Все сказанное ниже в равной степени годиться и для фигурок иных «малых» масштабов, таких как 15-18 мм (с оговорками, конечно) и 1/72. Данная фигурка выполнена из белого металла, поэтому у нее своя, отличная от пластиковых миниатюр процедура подготовки к покраске. Но, обо всем по порядку…
    Итак…

    Сначала о красках. Я использую в работе акриловые краски фирмы «Vallejo» и «Italeri Model Master» (второе в меньшей степени). Поэтому, все цвета, упомянутые в статье, будут соответствовать цветам по каталогам указанных производителей. Всем тем, кто по каким-то непонятным причинам еще пользуется чем-то другим, а не Vallejo, придется подбирать соответствующие цвета самостоятельно.
Вот, собственно, наш «кролик»:

    Владелец этой замечательной миниатюры не давал своего согласия на использование своей собственности в данной статье, поэтому пришлось обойтись без его согласия. Правда, надо отдать ему должное, он и не возражал…
     Итак, как я уже упомянул раньше, миниатюра сия выполнена из белого металла, поэтому подготовка ее к покраске будет несколько особой. Вместо привычного грунтования мы опустим миниатюру на пару минут в раствор медного купороса. Купорос, вступая в реакцию с металлом, образует на последнем тонкий шершавый «налет», который послужит замечательным грунтом. На обработанную таким образом поверхность краска ложиться гораздо лучше, существенно повышается укрывистость и адгезия. (для всех, кто заинтересовался, подсказываю: медный купорос в виде порошка можно приобрести в магазинах для садоводов и цветоводов по смешной цене в десяток рублей (максимум) за 100 грамм…)
    Однако, полностью от грунтования мы отказываться не будем. Но грунт, в данном случае, послужит уже несколько иной цели. Внимание на картинку:

     Здесь мы видим фигурку в ее первоначальном виде, затем ее же, но уже покрытую купоросом, и наконец загрунтованную черной краской. Я использую черный матовый грунт. В этом случае, все детали миниатюры проступают очень отчетливо, хорошо видны «границы» объектов. Более того, на самой миниатюре довольно много черных вещей (краги, ранец и т.д.), которые, считайте, уже покрашены…Но главное, черный грунт послужит нам так называемой «глубокой тенью» в тех местах, куда трудно или невозможно добраться кистью. Черный цвет прекрасно «маскирует» эти самые «труднодоступные» места, значительно упрощая нам работу. 
    Если грунт высох, можно приступать непосредственно к покраске. Работу я начинаю всегда с покраски лица. Обусловлено это тем, что красить лучше всего по принципу «изнутри наружу», т.е. сначала объекты расположенные глубоко, а затем постепенно поднимаемся к объектам расположенным «на верху». А что расположено «ниже» самой человеческой кожи? Да собственно ничего! 
     «Мясо! Кости!»,-раздался крик из зала… «Так, выведите этого умника!»,-отвечаем мы. 

    Лицо краситься и сразу тонируется. Т.е. просто нанести на поверхность телесный цвет не означает «покрасить лицо». Без выделения деталей, таких как нос, губы и т.д. «лица» не получиться. Потому будем делать все сразу. Для этого сначала нанесем темный базовый цвет. Это может быть какой либо вариант светло-коричневого. Я использую Flat earth 70983 от Vallejo. Далее начинаем выделять детали. Для этого мы добавляем в базовый цвет немного телесного. Обозначаем сначала надбровные дуги, затем нос и ноздри, губы и подбородок, вершины скул. Последовательность всех операций отчетливо (более-менее) видна на иллюстрации:

    Со второй слева картинки во втором ряду начинается следующий этап в покраске лица. Мы дополнительно «высветляем» «выпуклости» для придания лицу большей «глубины» и «живости». Такими «выпуклостями» будут надбровные дуги возле переносицы, вершины скул, кончик носа и подбородок. Для «высветления» можно использовать чистый телесный цвет.
    Красить глаза я не рекомендую, скорее всего, они получаться у вас совершенно неправильные и неживые, «вытаращенные в пустоту»…Для придания «взгляда» существует способ гораздо более простой и эффективный. В углах глазных впадин можно поставить по два пятнышка светло-телесным цветом. В зависимости от того, куда вы хотите направить «взгляд». В нашем случае солдат будет смотреть вправо, потому как, и голова его слегка повернута вправо. Вот и прозрел наш боец (первая слева картинка в третьем ряду). Более того, приобрел весьма суровый и строгий взгляд, как и положено отважному воину. 
    Тут же приступаем к покраске волосяного покрова. Я решил придать этому гренадеру подчеркнуто славянскую внешность, потому сделал его волосы и усы русого (соломенного) цвета. Для этого, в качестве базового использовал Beige brown 875 от Vallejo. Затем добавил в него немного Yellow ochre 913  и методом частой штриховки «обозначил» волоски. Далее, уже чистым Yellow ochre 913 «высветлил», также частой штриховкой, но только по нижнему «краю» усов и «верху» прически… Смотрите приведенную выше иллюстрацию. 
    Следующий этап - это покраска головного убора. Наш гренадер носит не стандартный кивер, а гренадерскую «митру» с налобником (потому что гренадер сей, не просто гренадер, а гренадер Павловского полка). Если бы он носил кивер, мы бы покрасили его в черный цвет, как базовый. Но в данном случае мы покрасим заднюю поверхность митры темно-красным цветом. Затем светло-серым красим другие детали. В случае с кивером светло-серым мы бы покрасили этишкет…

    На данном этапе временно заканчиваем работу с головой гренадера и приступаем к покраске мундира. Для этого берем базовый темно-зеленый цвет (я использую Military green 975 от Vallejo) и красим им все, что должно быть на мундире зеленым. Потом берем светло-серый цвет (Light grey 990) и красим им штаны гренадера:

    Теперь наступает довольно сложный и ответственный этап. Приступаем к покраске ремней амуниции (перевязи, портупеи, лямок ранца и т.п.). Делать это будем тем же светло-серым цветом, которым красили штаны, он еще наверняка остался у вас на палитре. 

    Делать все надо очень аккуратно, но не бойтесь, если слегка напачкали, у нас еще будет возможность это подправить. 
    Следующий этап-покраска красных элементов мундира, а именно обшлагов, погон, воротника, отворотов фалд. Для этого используем темно-красный цвет или средне-красный Red 947:

    На этом этапе так же рекомендую быть особенно осторожными, чтобы потом не пришлось тратить время на подкраску неровностей.
Далее красим темно-серым цветом скатку шинели. Я использую для этого Dark grey 994. Одновременно и подкрасим ремни амуниции в тех местах, где они проходят по скатке, если там «напачкали»:

    После этого подкрасим черным все элементы соответствующего цвета, в нашем случае краги и ранец. Кроме этого, я дополнительно подравниваю черным элементы амуниции, такие как тесак и прочая. Такой прием позволяет «выделить» мелкую амуницию, делает ее расположение более четким и наглядным, в некоторых случаях служит «глубокой тенью» (полезно, если при покраске мундира вы уже «напачкали» в местах «глубокой тени» зеленым или красным):

    Теперь можно покрасить гренадеру кисти рук. Если бы он нес ружье, то перед этим мы бы приступили к покраске ружья. Но в нашем случае мы ограничимся покраской темно-коричневым Flat brown 984 тесака, светло-коричневым Flat earth 70983 кистей рук и фляги Gunmetal grey 863. 



    Теперь можно покрасить ремни, которыми фляга крепиться к ранцу светло-серым цветом:

    Пришло время для покраски «золотых» элементов: налобника, пуговиц, эфеса тесака и т.п. Для этого я использую Bronze 998. Первичный слой будем делать темным желтым металлом, который в последствии высветлим. 

    Далее светло-серым красим темляк:

    Базовая покраска миниатюры закончена. Теперь мы приступаем к таинству, именуемому в народе «тонировкой». Слабонервных просим покинуть аудиторию! 
   Тонировку начнем с высветления белых элементов. Это будут штаны и ремни амуниции, темляк и т.п. Для этого в светло-серый цвет добавляем белого примерно в пропорции 50/50.  Данной смесью проходимся по всему, что должно быть белым, оставляя нетронутыми только самые глубокие складки на штанах, места стыков ремней и т.п. Смотрите иллюстрацию:



    Теперь, уже чистым белым цветом «пройдемся» по «вершинам». Штанам в районе колен, по вершинам крупных складок, наиболее освещенным местам ремней амуниции и т.д.:

    Получилось? Идем дальше. Берем темно-серый, почти черный цвет Black grey 862 и начинаем «высветлять» краги и ранец. Везде, кроме самых глубоких складок (краги) и мест «стыковки» частей ранца (ремней и т.п.): 



    Теперь более светлым серым цветом Dark grey 994 пройдемся по вершинам складок, кромкам ранца и подобным местам. Смотрим иллюстрацию:

    Следующий этап - высветление скатки. Для этого берем Neutral grey 992  и красим скатку везде кроме, как уже говорилось ранее, самых глубоких складок и «впадин». Естественно, оставляем «зазор» в местах, где поверх скатки проходят ремни.  После этого, добавим в Neutral grey 992  немного светло-серого и пройдемся по «вершинам». Ничего нового. Все также как и в случае со штанами. 



    Далее «оживим» тесак светло-коричневым Beige brown 875, после чего, добавив в коричневый немного светло-серого, пройдемся этой смесью по кромкам ножен, обозначив таким способом то ли блики кожи, то ли потертости…но в любом случае смотреться будет натуральнее…

    Пришла пора тонировать мундир. Принципиальных отличий от всего, что мы уже тонировали раньше, нет. Но в случае с мундиром мы будем делать первичное высветление не везде, а только там, куда очевидно падает свет. Плечи, внешние поверхности рукавов и т.п. Смотрим иллюстрацию:



    Далее расставим «блики» более светлым зеленым на вершинах складок:

    Справились? Молодцы! Теперь будем работать с кистями рук. Добавив в светло-коричневый телесного, проходимся по тыльной стороне кисти и пальчикам (не забудьте оставить зазор между пальцами, кистью и рукавом). Затем чистым телесным выделяем «костяшки»:

    «Вотс ап, бро! («Верным путем идете, товарищи!»(англ.)», - говорит этот гренадер (см. иллюстрацию выше).
 
    Мы не обращаем внимания и продолжаем. Добавляем в красный немного желтого или используем готовый оранжевый цвет Deep orange 851 и проходим им по кромкам рукавов, воротника, отворотов:

    Теперь можно высветлить золотые части. Для этого используем светлый «желтый металл» Gold 996. Проходимся по орлу и кромкам налобника, по выступающим частям эфеса тесака и т.п.:

    Наш гренадер является унтер-офицером, поэтому я тут же обозначил золотом его унтер-офицерские отличия - золотой галун на обшлагах и воротнике. Также нарисовал букву «П» на погоне…
 
    Вот и все! Фигурка полностью готова.



    При необходимости можно оформить подставку всеми известными вам способами.
    А вот наш гренадер в узком кругу единомышленников:



    Конечно, солдаты разных стран носили, зачастую, униформу, существенно отличающуюся от униформы нашего гренадера, но все основные принципы, которых я вам рекомендую придерживаться, будут одинаковы для всех миниатюр по данной исторической эпохе.

Надеюсь, моя статья будет для вас полезной.
Искренне Ваш, Юрий Котов aka Jurassic.